Экзистенциальный кризис как преодолеть

Экзистенциальный кризис как преодолеть

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.

“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”

Для этих клиентов страх смерти может переживаться, как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Изнурительная свобода и выбор

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9. “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”

Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.


(Рисунок: «На пороге вечности (Old Man in Sorrow On the Threshold of Eternity)», Винсент Ван Гог (1890))

“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”

Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.

“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io9. “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”

Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Поиск смысла

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука (здесь и здесь) показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:

  • Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
  • Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
Читайте также:  Антисептическая обработка кариозной полости

Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

  • Конфликт: 28.55%
  • Кризис: 24.95%
  • Осмысленность: 23.15%
  • Безразличие: 20.34%

Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.

Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”

Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно; люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Справляться с экзистенциальным кризисом

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?


Жизнь полна ими, и всегда трудно не задаваться вопросом, что же на тропе, которую не выбрал? (фото: Николас Маттон (Nicholas Mutton/CC 2.o))

Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”

Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.

“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.

“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”

Дополнительный материал: Леви Гаде (Levi Gadye).
Оригинал статьи: io9.com
Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)
Перевод: Наоми Ананьева

Вы когда-нибудь задумывались, как люди спорили раньше? Вот сидели веке в пятнадцатом и думали: «А сколько кг может поднять орел в воздух?» или «Кто был предпредпредпоследним королем?» И не могли, как мы сегодня, открыть Википедию и все узнать. Аж жутко думать, как это – жить в Средневековье. Это еще хуже, чем пережить экзистенциальный кризис.

Читайте также:  Лекарства от температуры для детей список

Хотя даже мы со всеми всевозможными гаджетами и ресурсами не можем ответить себе на некоторые вопросы. Ворох «кто я? где я? чего я хочу? что я могу?» и тому подобных медленно, но верно затягивают в экзистенциальный кризис. Мы же решили найти способы спастись от круговорота мыслей о смысле существования в кино. Только это плохие советы, поэтому пользоваться ими нежелательно.

Утонуть в море распутных связей

Нет, морализаторство не наш конек. И мы ни в коем случае не пытаемся залезть в чужую постель. Просто в распутном поведении есть несколько опасных моментов, которые кажутся не таким злом, как экзистенциальный кризис, но их тоже желательно опасаться. Во-первых, стоит помнить о сетевом маркетинге венерических болезней, которые, конечно же, отвлекут от мыслей о существовании, но хороший ли это вариант? А во-вторых, некоторые люди воспринимают близость как что-то большее, нежели энное количество фрикций и оргазм хотя бы одного человека. Поэтому мы советуем никому не разбивать сердечко.

Вон Эштон Кутчер даже не в одном фильме играл бабника, но редко в финале это приводило к чему-то хорошему. Но зато он хотя бы не поддавался экзистенциальным раздумьям.

Начать драться

Это только в «Бойцовском клубе» найти компанию и устроить побои круто. В жизни все таки можно умереть в любую секунду, как герой Чарли Ханнема в «Хулиганах». Пусть он даже пошел на это преднамеренно. Конечно, нет ничего постыдного в том, чтобы ударить человека, который сам об этом попросил. Но вдруг ты привыкнешь таким образом освобождаться от тяжелых мыслей, и в следующее обострение тоски рядом никого не будет из тех, кто мог бы добровольно поучаствовать в мордобое.

К тому же в мире еще много того, чего ты не попробовал/а и для чего понадобятся зубы. Которые ты можешь потерять при каждой драке. Хотя есть же такое увлекательное изобретение, как золотые зубы.

Заедать горе

Чревоугодие также не шанс сбежать от страшного настоящего. Пусть этот путь даже будет выстелен самым вкусным мороженым, бургерами или фалафелем. Разве герой Кевина Спейси в фильме Девида Финчера «Семь» не научил тебя, что смертные грехи не зря носят такую характеристику? Да и Бриджит Джонс на собственном примере покажет, что заедать любые трудности, на самом деле, деструктивное желание.

Спиться

Знаете, почему у Николаса Кейджа есть «Оскар», «Золотой Глобус» и премия Гильдии киноактеров США? Потому что он талантливый актер и смог стать алкоголиком, а потом вернуться к нормальной жизни. Если и у вас есть такие способности, то вам нужно срочно дочитывать этот текст и искать кастинги, чтобы проявить свой дар.

Но если нет, есть вероятность спиться и оказаться на дне, как герой племянника Копполы в картине «Покидая Лас-Вегас». Или пройти через череду испытаний, как Ума Турман в «Моей цинковой кровати». Поэтому нужно определиться, что пить алкоголь – класс, а становиться алкоголиком – нежелательно. Только если вы не Брюс Робертсон.

Корчить что-то из себя

Росс из «Друзей», когда влюбился в свою студентку, начал себя вести, как черт пойми кто. Да, подобное поведение относится скорее к кризису среднего возраста, но таким образом можно скрыть свой страх перед поиском ответа на определяющие вопросы. Ведь если ты чувствуешь тоску, ужас, холод по спине или просто дискомфорт при вопросе о смысле существования, то от создания себе другой личины у тебя настоящего кризис не пройдет.

Вон Бен Кингсли во «Вне/себя», оказавшись перед смертью, вообще переселился в Райана Рейнольдса. Возможно, получив новое тело и еще пару десятков бонусных лет, мы бы и смогли найти более простой способ избавиться экзистенциального кризиса. Но пока приходится справляться с потоком мыслей в красивом и родном теле.

Бросать любимых

Тот же Рейнольдс в «Дэдпуле», кажется, разрешил вопрос о смысле своего существования и нашел себе призвание. А так как его выбором стало опасное ремесло, то решение оставить любимого человека пошло всем на пользу. Точнее сказать, он покинул любимую, еще когда узнал, что скоро умрет от метастазов, и имел возможность к ней вернуться, когда излечился, но просто не смог сделать это с изуродованным телом.

Но загвоздка в том, что совет «бросить свою любовь» тебе подойдет только в этом случае. Расшифровываем: если ты обладаешь мутированной ДНК и твое тело способно к регенерации, тогда твое решение добровольно расстаться с любимым человеком еще как-то понятно. Но если нет…

Самоутверждаться за счет других

Важно понимать, что твоя жизнь – это только твоя жизнь, поэтому и экзистенциальный кризис в ней только твой. А поэтому твои сомнения о том, все ли ты делаешь правильно, осознание бессмысленности существования и вообще тленности мира – только твои. И никто не хочет страдать, чтобы ты забыл/а о гнетущей реальности. Ну разве только он/она согласится на это добровольно.

Следовательно, повторять опыт героя Джеймса Макэвоя в «Грязи» или Кристиана Бэйла в «Американском психопате» не только гнусно, но и противозаконно. А нахождение в тюрьме с не самыми доброжелательными персонажами может серьезно усилить твой кризис.

Кинуть друзей

Нужно понимать терминологию – можно порвать отношения с друзьями, попытаться дистанцироваться от них, одолжить денег и не отдавать, чтобы испортить отношения. Но кинуть – это совсем другое. Например, не отдать все тот же долг или просто выставить на деньги – мы говорим именно об этом.

Вообще, злоупотреблять излишним доверием людей одно из худших человеческих качеств, а для людей, которые проворачивают такое с друзьями, в аду есть целый комплекс котлов. Да и есть вероятность, что со временем такой кидок только усугубит экзистенциальную тоску. Герой Юэна Макгрегора из «Трэйнспоттинга» расскажет об этом лучше любых притч.

Уехать за город и начать продавать алкоголь бандитам

Если ты никогда не имел/а дел с криминалом, то лучше в 2019 году такое и не начинать. А если судьба распорядилась по-другому – то кто мы такие, чтобы тебя учить. Но даже если ты готов/а переступить черту закона, а также создал/а крутой бизнесплан, вдохновившись «Самым пьяным округом в мире» с Томом Харди, Шайей Лабафом и Джессикой Честейн, то есть небольшое «но» – действия картины проходят во времена сухого закона и Великой депрессии.

Если ты уже понял, почему этот план не удастся реализовать так же круто, то поздравляем – это мудрое решение. Но если еще нет – кто мы такие, чтобы тебя учить?

Читайте также:  Шумилов владислав вячеславович стоматолог

Плохо притвориться мертвым при нападении дикого животного

Согласны – это невероятно занимательный и соблазнительный способ отвлечься от гнетущих вопросов о смысле жизни. Так мало кто делал, в этом есть шарм, а душа так давно требует внести долю авантюризма в скучную обыденность жизни. Но неужели экзистенциальный кризис стоит настолько остро, что ты задумаешься при выборе между обыденной жизнь и вычурной смертью? В мире же еще сколько неизведанных уголков, непрочувствованных ощущений и непережитых эмоций. А умереть ты всегда успеешь. Разумеется, если ты не Хью Гласс.

Клонировать себя и убивать свои другие копии

Двойственность проблемы такого кризиса в том, что мы начинаем задумываться о смысле жизни, будучи сытыми и обутыми. То есть круто, что нам не нужно переживать о базовых потребностях, но плохо, что у нас есть более высокие запросы и на них нужно как-то отвечать, чтобы быть честным/ой перед самим/ой собой.

Исходя из этого – а не предстанем ли мы перед новыми вызовами, когда эволюционируем до такого состояния, когда сможем клонировать себя? Возможно, логичность человеческой природы и продолжится, ставя все новые планки по мере преодоления предыдущих. Но сейчас, пытаясь понять, кто же мы и в чем Сартр был прав, лучше повременить с клонированием себя собственноручно. Ну разве только ты не попросишь об этом Николу Теслу. Ах да, его же уже нет с нами.

Сколько раз тебе приходилось слышать это от своих родителей, бабушек или дедушек? Жизнь до появления YouTube, Facebook, Instagram действительно была намного менее напряженной.

Люди общались большую часть времени вживую, было меньше давления, не нужно было носить много масок и пробовать себя в разных направлениях в надежде найти свое призвание в жизни.

Сегодня, однако, жизнь куда более продвинутая — у тебя есть больше возможностей сделать ее более удобной. Но у нас так много информации, что порой трудно оставаться сосредоточенным и уверенным в своем выборе. В дополнение к этим глобальным изменениям каждый из нас переживает свои собственные. У всех нас есть свои собственные сражения, мы переживаем взлеты и падения, пытаемся найти смысл жизни.

В конце концов, каждый из нас достигает определенной точки в своей жизни, когда ему приходится сталкиваться с каким-либо печальным событием вне его контроля, например: потеря любимого человека, тяжелая болезнь, развод или любые другие трудности. Переживания расшатывают наше психическое состояние и заставляют чувствовать себя разбитыми. Психологи называют такие состояния экзистенциальной тревогой и депрессией или просто экзистенциальным кризисом.

Как следует из названия, экзистенциальный кризис как-то связан с нашим существованием. В частности, это период переосмысления смысла, цели или ценностей нашей жизни.

Симптомы экзистенциального кризиса:

1. Сильный или навязчивый интерес к большому значению жизни и смерти

«Для чего мы живем?», «Сколько нам отведено?», «Что значит смерть?»

Если ты постоянно задаешься этими вопросами, вполне вероятно, что ты переживаешь экзистенциальный кризис. Часами сидеть, уставившись в одну точку и думая о том, зачем ты родился, — это явно не один из признаков нормального состояния человека.

2. Беспокойство и грусть по поводу общества, в котором ты живешь

Если фраза «Наше общество давно прогнило» стала звучать в твоей голове всё чаще и чаще, и ты потерял веру в людей, то неудивительно, что окружающие тебя люди и общение с ними вызывают у тебя только грусть и легкое беспокойство. Ты можешь задумываться не только о своем смысле жизни, но и о смысле существования всего человечества, а также о его влиянии на мир.

3. Вера в то, что изменения во всем невозможны и бесполезны

«Ну и что изменится, если я сделаю это?»

Когда ты теряешь веру в то, что действительно можешь контролировать свою жизнь, ты опускаешь руки. А зачем что-либо предпринимать, если в твоей голове прочно засела идея беспомощности. Ты можешь думать, что твои действия ни к чему не приведут, но на самом деле всё зависит только от тебя.

4. Чувство оторванности от других людей

Каждый из нас бывал в подобных ситуациях: ты чувствуешь, что не вписываешься в общую массу, и это заставляет тебя ощущать себя одиноким. Люди вокруг кажутся отчужденными, равнодушными, закрытыми, но если ты трезво взглянешь на ситуацию, то поймешь, что дело не в других, а в тебе самом.

5. Разрыв связей с другими людьми

Ты можешь так сильно увлечься поиском смысла жизни и обвинениями в сторону общества, что связи с другими людьми перестанут считаться для тебя чем-то важным. Или твои близкие, проявляя заинтересованность в твоем эмоциональном состоянии, будут вызывать у тебя раздражение и злость.

6. Низкий уровень мотивации и энергии, невозможность делать то, что ты обычно делаешь

Типичное состояние человека, переживающего экзистенциальный кризис, — отсутствие сил на решение повседневных дел. Мотивации, к слову, тоже нет. Тебе кажется, что у тебя всё равно ничего не выйдет / ты не сможешь изменить то, что хочешь / задачи, поставленные перед тобой, бессмысленны.

7. Сомнения по поводу цели и смысла жизни

«Тот ли путь в жизни я выбрал?» или «Ту ли цель жизни мне преследовать?»

Ты можешь сравнивать свой смысл жизни с чужими, преуменьшать его значение, искать новые цели в жизни и т. д.

8. Суицидальные мысли и чувства

Ну тут всё понятно и без объяснений. Иногда, зайдя в тупик и испытывая мучительные эмоции вроде чувства собственной никчемности или одиночества, человек может начать задумываться о суициде. Важно незамедлительно отреагировать на подобные размышления и постараться принять необходимые меры, а при надобности — записать человека на прием к психотерапевту.

Так что экзистенциальный кризис — это довольно серьезно, и не следует воспринимать его легкомысленно. Ты не можешь просто «просидеть» и подождать, пока это пройдет.

Как справляться с экзистенциальным кризисом?

На самом деле есть много вещей, которые ты можешь сделать, чтобы помочь себе. Внеси какой-то смысл обратно в свою жизнь, чтобы перестать чувствовать себя ненужным.

Заведи журнал благодарности, в котором записывай напоминания о том, как сильно тебе повезло. Не жди от себя ответов на все вопросы. Мы часто давим на себя, пытаясь размышлять о цели нашего существования, но найти ответ быстро не получается.

Не отталкивай от себя близких — это те люди, которые стараются помочь тебе и будут рядом, когда тебе будет плохо. В общем-то, на этом и всё. Правил немного, но если соблюдать их неукоснительно — они в скором времени окажут необходимый эффект.

Ссылка на основную публикацию
Эдипальный период
В психоанализе выделяется несколько фаз психосексуального развития, первая из которых называется оральная ( от 0 до 1,5), анальная ( от...
Шпора на ступне под пальцами
Что же такое пяточные шпоры и откуда они берутся? Пяточная шпора — это оссификация (закостенение) сухожилия подошвенной мышцы в области...
Шпоры на носочках
На поверхности пяточной кости есть небольшой «нарост» шилообразной формы, воспаление этого разрастания и носит название «пяточной шпоры», или по медицински...
Эдмонтит
Этмоидит считается частным видом синусита. Он переставляет собой воспаление слизистой носа, которая расположена в решетчатой кости, той самой, что отделяет...
Adblock detector