Актуальная одаренность это

Актуальная одаренность это

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренные все дети,

Выделены следующие виды одаренности:

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам (создает свои проблемы в школе и семье).

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности ( необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).

Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (которые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):

— отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

— большая независимость в суждениях;

— тонкое чувство юмора;

— отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

Социальная (лидерская) одаренность это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером.. Таким детям характерны:

— интеллект выше среднего;

— умение принимать решения;

— уверенность в себе и знание себя;

— терпимость и терпение в работе с людьми;

— умение ясно выражать мысли и т.д.

Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.).

Читайте также:  Бугры в глотке

Форма проявления одарённости:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сами по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в античной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя» хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

Общая одаренность . Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Проблема обучения и воспитания одаренных детей является очень актуальной в настоящее время. Дело в том, что интеллектуальные ресурсы нации сейчас не менее, а может быть, даже более важны, чем природные и экономические. Поэтому перед отечественной педагогикой и психологией остро встает задача ранней диагностики, выработки специальных подходов и программ для работы с одаренными детьми, ведь они – фундамент будущего благополучия и страны, и мира в целом.

В данной статье мы раскроем определение термина одаренность, опишем некоторые мифы об одаренных детях, представим накопленный в мировой практике опыт работы с такими детьми, и в обобщенном виде раскроем выявленные психологические особенности одаренных детей, которые необходимо учитывать при работе с ними.

Надеемся, что каждый читающий эту статью найдет что-то важное для себя, ведь каждый из нас в своей практике встречается с такими детьми.

1. Определения одаренности

Понятие «одаренность» имеет несколько значений: как представление о наследственных предпосылках, как представление об уровне умственного развития, характеризующего каждого человека, и т.д. Существует множество определений одаренности, но наиболее удачным применительно к умственной одаренности мы считаем определение Рензулли. Он представляет интеллектуальную одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.

Самое употребительное значение термина «одаренность» — высокий уровень развития способностей, любых – общих (умственных) и специальных.

2. Мифы об одаренности

В своем классическом виде он выглядит так: все дети одарены. Это, несомненно, так, но подлинный гуманизм – вера в каждого ребенка – не должен мешать выяснению истины.

Дело в том, что от природы никаких способностей не существует, есть только задатки – анатомо-физиологические предпосылки для развития способностей.

Задатки есть у всех, только, во-первых, у всех они разные, во-вторых, задатки могут развиться в способности только в определенное время (существуют благоприятные возрастные периоды для развития способностей). Если это благоприятное время упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.

Для развития способностей нужна усиленная деятельность. Это не так. Не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Для развития дарования ребенка нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. У ребенка должна проявляться познавательная потребность. Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы.

Развитие способностей происходит таким образом, что только деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью ребенка, может их развивать. Заставить ребенка можно, но это не приведет к каким-либо значимым результатам,

И для педагога в работе с одаренными детьми важно не владение особенной методикой, а умение вызвать в ребенке чувство удовольствия, без которого нет таланта. Важно уметь вдохновить ребенка!

Лучше всего отразился в известном присловье: «Было у матери три сына: два умных, третий – футболист».

Дело в том, что основой всех специальных способностей являются общие способности. И нужно знать, что умственные, интеллектуальные способности – это лишь один из видов одаренности. Существует множество других видов одаренности: моторная одаренность (танцы, спорт), социальная одаренность (организаторские способности), практическая одаренность (кулинарный талант, например). Научиться видеть другую, не похожую на стандарт, одаренность, уважать ее, считаться с ней – важная задача учителя и родителя.

Этот миф бытует в таком виде: одаренные дети – это те, кто все схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться. Это самый опасный и самый важный миф.

Ведь существует еще и одаренность другого образца – творческая. Дети, одаренные по этому типу, часто не понимают, казалось бы, очевидных истин, не могут усвоить то, что другим дается буквально «на лету». У них на все свое мнение, своя позиция, часто очень отличающаяся от общепринятой. Им приходят в голову странные идеи – «глупые», по мнению все знающих отличников, необычные, по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Для этих детей главное – не усвоение знаний, а собственная работа мысли.

Читайте также:  Вальсакор н80 отзывы врачей

Так, можно назвать немало выдающихся людей, вовсе не поражавших своих учителей в школе необыкновенными способностями. Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии и был исключен из нее за академическую неуспеваемость по древним языкам. Чарльза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее. То же и с художественными гениями. Всем известно, что Пушкин не успевал по математике. И так далее. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг неожиданно для всех стали гениальными? Нет, такого быть не может. Все дело в том, что одаренность бывает «школьная», усваивающая, а бывает творческая. Это разные виды одаренности по содержанию.

Важно увидеть детей, творчески одаренных, и дать им возможности для проявления своего таланта.

3. Опыт работы с одаренными детьми.

Первый вариант. Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что работать с одаренными детьми должны специально подготовленные педагоги.

Второй вариант – создавать в школах классы трех типов: для одаренных детей, для «средних» и для слабо успевающих. Такая практика и в нашей стране существует, но реализуется на фоне преодоления огромных трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. Есть и третий вариант-создание специализированных школ для одаренных детей. Вы знаете, что у нас в Нижнем существует Центр Одаренных детей. Единственный минус этого варианта — общаясь только с себе подобными, дети могут иметь трудности в дальнейшей социализации после школы.

4. Психологические особенности одаренных детей.

Как же быть, какие подходы применять, как работать с одаренными детьми, если они учатся в школах вместе со средне и слабоуспевающими учениками?

Начнем со знания их психологических особенностей.

1) Очень большая чувствительность и уязвимость. Таких детей следует чаще хвалить, уделять им внимание (насколько возможно, без ущерба для других детей) и всегда следить за сказанным в их адрес, чтобы это ненароком не было воспринято ими как оскорбление.

2) Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигают высшего уровня. И чрезмерно расстраиваются и даже разочаровываются в себе, вплоть до возникновения депрессивных состояний, если у них что-то не получается. Важно заметить то состояние, когда ребенок начинает быть чрезмерно недовольным собой, и поддержать ребенка, указать ему на то, в чем он успешен. Ведь ребенок в свете неудач может совсем забыть на время все свои прошлые достижения.

3) Ощущение неудовлетворенности. Возникает вследствие стремления к совершенству. Одаренные дети очень критично относятся к своим достижениям, часто неудовлетворены, отсюда возможно ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Она может прикрываться завышенной, но в основе – низкое оценивание себя. Изменение ощущения неадекватности и стабилизация самооценки происходит чаще всего в результате общения со сверстниками в ходе совместной деятельности, не включающей проявление таланта (подвижные игры, общение, «походы» в кино и т.п.) Задача педагога состоит во включении такого ребенка в совместную с другими детьми деятельность.

4) Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели и очень переживают их недостижение. Педагогу стоит в таком случае подбодрить ребенка, делая акцент на том, что он уже сделал.

5. Другие нюансы работы с одаренными детьми.

Широко известны строчки из стихотворения Е.Евтушенко:

У каждого – свой личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час, Но все это неведомо для нас.

Говоря об особенностях работы с одаренными детьми, нельзя не сказать об учете их неповторимой индивидуальности. В работе с одаренным ребенком почти 100 процентов успеха зависит от того, насколько мы сумеем найти в его индивидуальности то «самое-самое», ту точку опоры, вершину таланта, которая и будет вести этого человека затем по жизни, раскрывая все больше и больше все грани его уникального дарования.

Также очень важно обеспечить одаренному ребенку соответствующую интеллектуальную нагрузку, включающую его участие в факультативных и специальных курсах по разным предметам, дополнительных углубленных занятиях, участие в творческих конкурсах и олимпиадах. Но стоит помнить, что нагрузка должна быть именно оптимальной, исключающей перегрузки и переутомления.

Одаренным детям нужна постоянная забота всего общества. Сюда входит воспитание и обучение родителей, психологическое просвещение педагогов, что и явилось целью настоящей статьи. Итак:

1) Одаренных детей нельзя оставлять без внимания. Они нуждаются в особом внимании, поддержке, одобрении.

2) Нужно учиться видеть другую, не похожую на стандарт, одаренность (моторную, социальную, практическую), уважать ее и считаться с нею.

3) Учитывать индивидуальное своеобразие и неповторимость каждого ребенка, искать в индивидуальности ребенка «самое-самое» — точку опоры, вершину таланта.

4) Вдохновлять ребенка на творчество, уметь вызвать в нем чувство удовольствия от деятельности, без которого нет таланта.

5) При работе с интеллектуальной одаренностью уметь оптимально загрузить умственные способности ребенка, не допуская перегрузок и переутомления.

6) Замкнутых одаренных детей включать в совместную, помимо учебной, деятельность с другими детьми. Это позволит стабилизировать их самооценку и компенсировать чувство неадекватности, если оно есть.

Читайте также:  Светлые хлопья в моче

Мы не претендуем на всеохватное рассмотрение проблемы одаренности, заострив ваше внимание, уважаемые педагоги, на наиболее важных и значимых на наш взгляд моментах. Вы можете найти для себя другие важные аспекты затрагиваемой проблемы, просмотрев книги по данной тематике :

Чудновский В.Э, Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание?». М-«Знание», 1990

Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М.-«Знание», 1990

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы». М.-«Знание», 1984

Волков И.П. «Много ли в школе талантов?» М.-«Знание», 1989

«Одаренные дети» под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. М.-«Прогресс», 1991

Одаренность – не только подарок судьбы для отмеченных его, но еще и испытание духа. Это, как сказал поэт, поручение от Господа Бога. И поэтому давайте будем терпеливы и бережны.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают черт характера.

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Общая одаренность – (общая умственная) обеспечивает овладение разнообразными знаниями и умениями, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общей одаренности относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому общие способности называют «общими умственными способностями».

Специальная одаренность рассматривается в отношении к специальным областям деятельности. В соответствии с этим выделяют художественную, спортивную, социальную одаренность.

Творческая одаренность характеризуется нестандартным, нешаблонным мышлением, творческие способности определяются как креативность (творческость).

Степень сформированности: Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Форма проявления. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Широта проявлений в различных видах деятельности. Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. Особенности возрастного развития дифференцируют раннюю и позднюю одаренность.

Выделяют четыре стратегии обучения:

1. Ускорение. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Эта стратегия обучения эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности: школы с углубленным изучением математики, физики, а также иностранных языков, где и ведется обучение по углубленным программам соответствующих предметов.

3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4. Проблематизация. Фокус обучения в этом случае – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Проблемы одаренных, способных детей, требующие от педагога дополнительной коррекционно-развивающей работы, представлены в следующих сферах:

1. Проблемы сферы обучения проявляются в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.

2. Поведенческие проблемы одаренных детей часто проявляются в асоциальном и агрессивном поведении.

3. Внутриличностные проблемы. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить ерьезные внутриличностные конфликты.

Для работы с одаренными детьми от педагога требуются:

— общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические, методические знания, умения, навыки (важно не столько реализовывать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставляя свободу ученику);

— обладание профессионально значимыми личностными качествами (высоким уровнем развития познавательной и внутренней мотивации, адекватной самооценкой и пр.);

— способность распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, двигательной сфере.

Ссылка на основную публикацию
Азитромицин суспензия для детей инструкция дозировка
Владелец регистрационного удостоверения: Лекарственная форма Форма выпуска, упаковка и состав препарата Азитромицин Экомед ® Порошок для приготовления суспензии для приема...
Агрессивные действия
Агрессия – это весьма сложная и разрушающая эмоция, несущая вред не только человеку, проявляющему ее, но и, конечно же, тем,...
Агри способ применения
Пакет №1 Активные компоненты: Aconitum napellus, Aconitum (Аконитум напеллюс (Аконитум)) С200; Arsenum iodatum (Арсенум иодатум) С200; Toxicodendron quercifolium , Rhus...
Азова дисграфия
Диагностика письменной речи у младших школьников, Азова О.И., 2011. В пособии предлагается материал для логопедического обследования младших школьников с диаорфографией...
Adblock detector